https://www.sibfil.ru/index.php/sibfil/issue/feed Сибирский филологический форум 2025-06-24T16:47:53+00:00 Open Journal Systems <p>В 2016 г. на базе университета был проведен Сибирский филологический форум, собравший филологов России и зарубежья и ставший местом дискуссий и обмена идеями, наработками, проектами. Данное событие послужило поводом для создания журнала, на страницах которого не одномоментно, а регулярно можно было бы проводить подобные обсуждения, делать обзоры, сообщать о значимых событиях в области филологии.</p> https://www.sibfil.ru/index.php/sibfil/article/view/410 БЕЛЛЕТРИСТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ РЕЦЕПЦИЙ ОФИЦИОЗНОГО ТЕКСТА 2025-06-24T15:26:25+00:00 А. Д. Васильев vasileva@kspu.ru <p>Постановка проблемы. Среди естественного многообразия существующих текстов закономерно выделяются документы, исходящие от верховной власти и ее местных представителей. Такие тексты, как правило, призваны разумно регулировать настроения и стимулировать деятельность населения для достижения неких целей, правильных с точки зрения официального руководства. Однако восприятие интенций адресантов не всегда оказывается близким к<br>желаемому. Подобные ситуации неоднократно представлялись в отечественной художественной литературе.</p> <p>Цель исследования – выявить общие тенденции в беллетристических оценках психосоциальной эффективности текстов офоициозных документов и их имитаций.</p> <p>Методология исследования. Для реализации цели в работе использованы методы: описательный, семантический, компонентного анализа, контекстуального анализа.</p> <p>Результаты исследования. В статье приводится ряд беллетристических примеров рецепции официозных текстов их адресатами, содержащихся в произведениях авторов разных исторических периодов. Выявляется некоторая однотипность реакции аудитории, и предлагаются возможные объяснения низкой эффективности попыток публичной коммуникации; власть преуспевает в самодискредитации.</p> <p>Выводы. Таким образом, малоуспешные в целом речевые акты власти венчаются результатом, зачастую противоположным интенциям адресанта, и выступают в функции декоративных имитаций реально эффективных действий.</p> 2025-05-29T00:00:00+00:00 ##submission.copyrightStatement## https://www.sibfil.ru/index.php/sibfil/article/view/411 ЖИТЕЛИ КРАСНОЯРСКА О ГОРОДЕ: АССОЦИАЦИИ КАК ЗЕРКАЛО МЕГАПОЛИСА 2025-06-24T15:32:59+00:00 К. А. Дроздова kseniyadr2003@mail.ru Т. В. Михайлова ta.rada@mail.ru <p>Постановка проблемы. Город Красноярск, крупный центр Сибири, обладает уникальными природными и культурными особенностями, которые могут стать основой для создания привлекательного образа, послужить базой для туристических нарративов.</p> <p>Цель статьи – изучение восприятия Красноярска его внутренней аудиторией и характеристика источников для формирования образа города в сознании внутренних сообществ.</p> <p>Методология и методика. В ходе работы произведены опрос жителей и туристов, а также анализ медиаисточников для выявления ключевых ассоциаций к упоминаниям города.</p> <p>Результаты исследования. В статье исследуется восприятие Красноярска представителями различных городских сообществ – от властных структур до независимых экспертов. Текст построен на анализе результатов опроса жителей Красноярска и текстов публикаций в социальных сетях о городе. Авторы анализируют противоречия между официальным позиционированием города и его восприятием людьми.</p> <p>Выводы. На основе опросов и анализа публикаций обнаруживается, что образ Красноярска сложен контрастно. С одной стороны, привлекательные природные объекты, заманивающие места и ландшафты, динамичная современная инфраструктура. С другой – хроническая «антиэкологичность», транспортная проблемность.</p> 2025-05-29T00:00:00+00:00 ##submission.copyrightStatement## https://www.sibfil.ru/index.php/sibfil/article/view/412 ТРАНСФОРМИРОВАННЫЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В.П. АСТАФЬЕВА 2025-06-24T15:38:35+00:00 Ю. В. Шароглазова yulijavsh@yandex.ru <p>Постановка проблемы. Частое использование фразеологизмов снижает их экспрессивность, уменьшает эмоциональное воздействие на читателя. Чтобы усилить выразительность фразеологического оборота, писатель прибегает к разным способам трансформации фразеологических единиц.</p> <p>Цель исследования – проанализировать трансформированные фразеологизмы с точки зрения особенностей их функционирования в произведениях В.П. Астафьева.</p> <p>Обзор научной литературы. О трансформации устойчивых сочетаний говорили в своих трудах еще В.В. Виноградов и Б.А. Ларин. По мнению ученых, можно выделить две большие группы трансформированных оборотов: семантическую и структурно-семантическую.</p> <p>Методы исследования. В качестве основных применяются описательно-аналитический метод, метод анализа словарных дефиниций и структурно-семантический.</p> <p>Результаты исследования. Из 1375 устойчивых сочетаний в произведениях В.П. Астафьева 416 являются трансформированными. Незначительная часть подвержена семантической трансформации, все остальные – структурно-семантической трансформации с преобладанием замены или добавления компонента, замены утверждения на отрицание.</p> <p>Выводы. Трансформированные фразеологические единицы часто служат средством речевой характеристики героев произведения, а также средством отношения автора к описываемым событиям.</p> 2025-05-29T00:00:00+00:00 ##submission.copyrightStatement## https://www.sibfil.ru/index.php/sibfil/article/view/413 ХАРАКТЕРИСТИКИ СГЕНЕРИРОВАННОГО ТЕКСТА: ЯЗЫКОВОЙ И СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЙ АНАЛИЗ 2025-06-24T15:59:30+00:00 Е. В. Осетрова osetrova@yandex.ru А. В. Седова sanyas99@mail.ru <p>Постановка проблемы. В современном информационном пространстве огромный массив текстов распространяется и обращается в среде Интернета. Этот процесс существенным образом изменил способы взаимодействия людей и с развитием научно-технического прогресса привел к появлению искусственного интеллекта (ИИ). «Способности» последнего к самообучению и диалогу, особенно в сфере вербальной коммуникации, поставили вопрос об иден-<br>тификации сгенерированного текста на фоне естественных текстов, созданных человеком, и в сравнении с ними.</p> <p>Исследование виртуального «поля» применения языка в режиме генерирования текстов становится актуальным, соотнесенным с запросами общества. К.А. Студеникина, Н.А. Багрова, Р.Е. Тельпов и С.В. Ларцина, А.Р. Айдагулова и др. изучают их с целью выявления совокупности специфических особенностей, а нейросеть – на предмет ее лингвистического потенциала.</p> <p>Цель исследования – исчислить языковые характеристики текстов, сгенерированных искусственным интеллектом, расширив их список, а также определить перспективы анализа коммуникативной рамки – обстоятельств и процесса их производства. Авторами статьи проведен анализ искусственных текстов, сгенерированных по одной из тем, которая представлена в УМК под редакцией М.М. Разумовской (8-й класс). Материалом для наблюдений стали<br>12 текстов в жанре сочинения, созданные ботами ChatGPT4, анализ помогли обеспечить метод пофакторного анализа речевого жанра и методики тема-рематического и семантического анализа текста/высказывания.</p> <p>Результаты анализа. Список известных к настоящему времени особенностей сгенерированного текста расширен пятью характеристиками грамматической, тема-рематической и жанровой природы. Анализ организации коммуникации в процессе генерирования текста, в свою очередь, выявил разнородность состава ее участников (человек и «ИИ-коммуникант»); трансформацию инициативной реплики пользователя в жанр промпта; в репликах ИИ-<br>коммуниканта – наличие модуса предположения как сигнала о потенциальной возможности альтернативных ответов; перспективность применения теории коммуникативных неудач к рассматриваемому объекту.</p> <p>Выводы. Список известных к настоящему времени особенностей сгенерированного текста расширен пятью характеристиками грамматической, тема-рематической и жанровой природы, наличие которых проиллюстрировано языковым материалом.</p> 2025-05-29T00:00:00+00:00 ##submission.copyrightStatement## https://www.sibfil.ru/index.php/sibfil/article/view/414 ПОДКАСТ КАК НОВЫЙ ФЕНОМЕН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ: ОБЩИЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ СОДЕРЖАНИЯ, ФОРМЫ И АДРЕСАТА 2025-06-24T16:06:47+00:00 С. В. Ускова s_us78@mail.ru Д. А. Казакова i@danil-kazakov.ru <p>Постановка проблемы. В статье исследуются вопросы формирования контента образовательных подкастов российских университетов в сравнении с популярными подкастами блогеров. Анализируются форматы, подача материала и вовлеченность аудитории проектов, а также выявляются причины ограниченной популярности образовательных подкастов и преимущества блогерских инициатив.</p> <p>Цель статьи – выявление специфики формирования контента с учетом особенностей восприятия молодежью образовательных подкастов.</p> <p>Авторами произведен обзор научной литературы по направлениям исследований подкастинга в России: развитие и классификация подкастов, коммуникативные стратегии подкастов, специфика подкаста как нового формата публичной коммуникации и формы предъявления контента в условиях цифровой медиасреды, формирование их жанровой системы, использование подкаста как образовательной технологии.</p> <p>Методы исследования. Используются сопоставительный анализ, а также метод пофакторного анализа коммуникативно-речевой составляющей подкаста.</p> <p>В результате исследования получены выводы, что образовательные подкасты обладают высоким качеством контента и академической направленностью, однако уступают блогерским проектам в плане массовой вовлеченности, так как академический стиль и ограниченная дистрибуция сдерживают их популярность, тогда как харизма ведущих и адаптация к интересам аудитории являются основными факторами успеха блогерских инициатив.</p> <p>Выводы. Перспективы развития образовательных подкастов связаны с их способностью интегрироваться в цифровую культуру молодежи. Дальнейшее внедрение мультимедийных форматов, усиление взаимодействия со слушателями и использование опыта блогерских проектов могут сделать подкасты вузов не только инструментом обучения, но и средством популяризации науки среди широкой аудитории.</p> 2025-05-29T00:00:00+00:00 ##submission.copyrightStatement## https://www.sibfil.ru/index.php/sibfil/article/view/415 ИНТЕГРАЦИЯ АНГЛИЦИЗМОВ В ЛЕКСИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ РУССКОГО ЯЗЫКА: ТЕНДЕНЦИИ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ 2025-06-24T16:21:35+00:00 В. В. Ингул takmak@mail.ru <p>Постановка проблемы. В современном русском языке наблюдается явная тенденция к избыточному употреблению англоязычной лексики в различных общественных сферах. Значительная часть таких англицизмов, широко распространенных в речевой практике, на данный момент не имеет официальной кодификации в русском языке. Некоторые функционирующие англоязычные заимствования нецелесообразны, поскольку в русском языке уже существуют синонимичные им лексемы исконного происхождения.</p> <p>Цель статьи – анализ функционирования англицизмов в русском языке и оценка их потенциального вхождения в русскую лексическую систему.</p> <p>Материалы и методы. Материалом данного исследования являются англицизмы, синонимичные русским лексемам, но при этом активно функционирующие в современном русском языке. В исследовании применяются методы лингвистического, семантического и сравнительного анализа.</p> <p>Результаты исследования демонстрируют, что англицизация может деформировать лексическую систему русского языка, вытесняя ключевые лексемы. Эти изменения способны трансформировать языковое сознание носителей, что, в свою очередь, может отразиться на их ментальных установках и привести к социальным изменениям.</p> <p>Выводы. Проведенный анализ свидетельствует о тенденциях избыточного внедрения англицизмов в русский язык. Данные обстоятельства несут в себе потенциальную опасность сохранения культурной идентичности и утрату исторической глубины словарного запаса.</p> 2025-05-29T00:00:00+00:00 ##submission.copyrightStatement## https://www.sibfil.ru/index.php/sibfil/article/view/416 ЭВОЛЮЦИЯ ОТ ФРАГМЕНТА К КОЛЛАЖУ В НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫХ ПЬЕСАХ О СТАНОВЛЕНИИ ГЕРОЯ XIX–XXI вв. 2025-06-24T16:39:58+00:00 Я. О. Шебельбайн shebelbaynyao@cspu.ru Н. Э. Сейбель seibelne@cspu.ru <p>Постановка проблемы. Процессы деконструкции сюжета начались в немецкой и австрийской драматургии в эпоху романтизма. К концу ХХ – началу ХХI в. драма приобрела коллажную структуру.</p> <p>Цель статьи – на материале анализа драм Э. Бауэрнфельда «Республика животных» (1848), Ф. Верфеля «Человек из зеркала» (1920) и Ф. Катера «Время любить, время умирать» (2002), объединенных проблемой становления молодого героя, выявить отличия фрагментарной и коллажной драмы.</p> <p>Обзор научной литературы показывает, что хотя эстетика фрагмента в литературе описывается в работах М. Бланшо, К. Лавуа, И. Лиссе и Ж.-М. Лашо, жанровая природа коллажной драмы представляет важную и недостаточно изученную литературоведческую проблему.</p> <p>Актуальность исследования определяется интересом отечественного литературоведения к сложным жанровым образованиям и синтезу разнородных художественных тенденций внутри одного текста.</p> <p>Методология. В работе использованы жанровый, сравнительно-типологический и герменевтический методы исследования.</p> <p>Результаты исследования. В статье определяется, что становление юного героя-энтузиаста является в австрийской и немецкой драме сквозным сюжетом, предопределяющим фрагментацию и уход от предпочтительной в драматургии линейности. Если на ранних этапах драматургический текст распадается на фрагменты за счет карнавализации, интермедий и умолчания, то на рубеже XX–XXI вв. коллажная драма формируется за счет появления в ней<br>типичного для эпоса повествователя с выраженной нарративной позицией, организующего и сталкивающего различные временные повествовательные пласты.</p> 2025-05-29T00:00:00+00:00 ##submission.copyrightStatement## https://www.sibfil.ru/index.php/sibfil/article/view/417 ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ В СТИХОТВОРЕНИЯХ А.Т. ТВАРДОВСКОГО КАК КОМПЛЕКС СЕМЕЙНО-РОДОВЫХ МОТИВОВ 2025-06-24T16:47:53+00:00 К. А. Суровцева kris.surov@yandex.ru <p>Постановка проблемы. Статья посвящена исследованию поэтической репрезентации исторической памяти в стихотворениях А.Т. Твардовского. Работа строится на анализе ключевых мотивов довоенного, военного и послевоенного этапов творчества поэта.</p> <p>Цель статьи – выявить, посредством каких мотивных и жанровых аспектов реализуется тема памяти в каждом периоде творчества А.Т. Твардовского.</p> <p>Методология. Работа выполнена на пересечении нескольких продуктивных аналитических подходов – исторической поэтики, жанрологии как ее слагаемого, современных исследований коммеморативного аспекта культуры.</p> <p>Результаты исследования. Ключевую роль в текстах поэта играют жанровые формы элегии и баллады, используемые автором для проявления индивидуальной и коллективной памяти. Если элегия преимущественно связана с памятью отдельно взятого героя, то баллада с памятными событиями для всей нации. В послевоенных стихотворениях А.Т. Твардовского особое значение приобретают проблемы преемственности поколений и сохранения памяти<br>об умерших.</p> <p>Выводы. Тема памяти в творчестве А.Т. Твардовского эволюционировала от индивидуальных воспоминаний о семье и доме до выражения всеобщего опыта войны, а затем вновь вернулась к переживаниям о личных утратах.</p> 2025-05-29T00:00:00+00:00 ##submission.copyrightStatement##