ПОДКАСТ КАК НОВЫЙ ФЕНОМЕН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ: ОБЩИЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ СОДЕРЖАНИЯ, ФОРМЫ И АДРЕСАТА
Аннотация
Постановка проблемы. В статье исследуются вопросы формирования контента образовательных подкастов российских университетов в сравнении с популярными подкастами блогеров. Анализируются форматы, подача материала и вовлеченность аудитории проектов, а также выявляются причины ограниченной популярности образовательных подкастов и преимущества блогерских инициатив.
Цель статьи – выявление специфики формирования контента с учетом особенностей восприятия молодежью образовательных подкастов.
Авторами произведен обзор научной литературы по направлениям исследований подкастинга в России: развитие и классификация подкастов, коммуникативные стратегии подкастов, специфика подкаста как нового формата публичной коммуникации и формы предъявления контента в условиях цифровой медиасреды, формирование их жанровой системы, использование подкаста как образовательной технологии.
Методы исследования. Используются сопоставительный анализ, а также метод пофакторного анализа коммуникативно-речевой составляющей подкаста.
В результате исследования получены выводы, что образовательные подкасты обладают высоким качеством контента и академической направленностью, однако уступают блогерским проектам в плане массовой вовлеченности, так как академический стиль и ограниченная дистрибуция сдерживают их популярность, тогда как харизма ведущих и адаптация к интересам аудитории являются основными факторами успеха блогерских инициатив.
Выводы. Перспективы развития образовательных подкастов связаны с их способностью интегрироваться в цифровую культуру молодежи. Дальнейшее внедрение мультимедийных форматов, усиление взаимодействия со слушателями и использование опыта блогерских проектов могут сделать подкасты вузов не только инструментом обучения, но и средством популяризации науки среди широкой аудитории.